Билет 14(2)

   Изображение жизни "униженных и оскорбленных"
вот отрыл разбирая шкаф))


    Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в этих петербургских трущобах. Картины реальной жизни - убийство старухи-процентщицы, появления человека из-под земли, называющего Раскольникова "убивцем", "страшные, отчаянные вопли с улицы" - похожи на кошмарные сны безумного. А бредовые явления Р-ва похожи на реальную действительность.Во сне Р-ва образ убитой до смерти тощей ... становиться символом безграничного страдания. Появляющийся вначале романа, он предвосхищает последующие трагические события и образы. Смертью заезженной клячи умирает Катерина Ивановна Мармеладова  и последние ее слова звучат так: "довольно!...пора!...прощай горемыка!...уездили клячу!...надорвалась!" На фоне повседневных больших и маленьких драм, разыгрывающихся в недрах капиталистического города, Достоевский детально изображает историю двух семейств - Раскольниковых и Мармеладовых мы видим крайнюю степень отчаяния, страдания, нищеты и падения человека.

   "Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?" - в тоске восклицает Мармеладов. Полный, опустившийся он еще не забыл, что он человек, не утратил чувство болезненной, безграничной любви к детям и жене.
   Страшное впечатление производит его исповедь, произнесенная в распивочной, в темном углу, за мелким столом. Рассказ его прерывается комментариями слушателей: "Забавник!" "Да что тебя жалеть-то!" "Заврался!".
   Трагический характер этой исповеди усугубляется несоответствием высокого, насыщенного славянизма, витиеватого языка Мармеладова и тех обыденных: "Я пресмыкаюсь в тине," "В сем сострадания у чувства ищу." Рассказ Мармеладова прерывается !знаменательной сценой: "Вошла с улицы целая партия пьяниц, уже и без того пьяных, и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский надтреснутый голосок семилетний, певчий "хуторок". Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Писателя неотступно преследует мысль об их судьбах, его сердце особенно остро ранят их страдания. О детях с тоской и мукой говорит Раскольников: "Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний ребенок развратен и беден, вор. А ведь дети - образ Христов: "Сие есть царствие божие, он велел их чтить, любить, они - будущее человечества."
   Таков был страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаеться полубезумные замыслы Раскольникова.
   Д. по-своему отлично понимал, что современная ему эпоха была эпохой капиталистической, основной закон которой вырождался, по его мнению, в господстве "миллиона" или "золотого мешка", в замене властью денег всех патриархальных, более естественных и органических взаимоотношений между людьми. Мир капитализма - мир всеобщего распадения, разъединения, всеобщего равнодушия и всеобщей безжалостности. Страсть к золоту сильней любви, красота, женщина, ребенок, такие, как Дуня, как Соня, превращаються в товар, которым можно торговать, и торгуют, как всяким другим товаром.

   Ни Мармеладова, ни Сони, ни всю их семью нельзя ни винить, ни презирать; вина за их состояние, социальное и нравственное, лежит не на них, а на строе.
   Проднссия С.М. - неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет. Вслед за ней, по той же дороге, пойдут с тем же лозунгом пойдут и Полечка с сетрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом.
   Д. понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств тисков нужды и обстоятельств, сдавивищих Соню. С точностью социолога он обрисовал узкие "просторы", которые оставила ей судьба для собственного "маневра". Но тем не менее Д. нашол в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке больного столичного города, источник собственных верований, собственных решений, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей.
   Продиссия ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, впоследсвие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Продгессию свою Соня избрала по неволе, другого выбора у нее небыло, но цели, которые она преследует в своей проднссии, поставлены ею сомой, поставлены свободно.
 
   В чистой святой девушке,
   в Дуне, открываеться во-
   зможность зла и преступ-
   ления, - она готова продать
   себя, как Соня.
       Соня делает зло себе, чтобы иметь возможность оказать добро другим, такие же обездоленным и беззащитным, как она.
   Соня совершает подвиг любви, мир лоснеет в "грехе". Соня жертвует собой во имя  любви к близким, и подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том , что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие, пакость, позор.

1 комментарий: